Алена Васильева,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена;

Вероника Махтина,

кандидат культурологии,

доцент Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена;

Екатерина Прозорова,

кандидат культурологии

доцент кафедры дизайна пространственной среды СПбГУТиД,

заместитель директора школы дизайна «АртФутуре»

по выставочной деятельности

БЫВАЮТ ДНИ И ЛЮДИ,
КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

…Декабрь 1997 года. Начало петербургской зимы — первый ледок, ветер и колючий снег. Мы — студенты пятого курса. Наш педагог по живописи Евгений Степанович Гердюк ведет нас на башню Адмиралтейства. Башня ремонтируется, и наш неугомонный учитель, без устали вдохновляющий нас на этюды и творческие работы, на участие в творческих конкурсах, водящий в Эрмитаж смотреть, что такое подмалевок, приносящий редкие альбомы, договорился, чтобы нас пустили на леса порисовать.

Нас пропустили через КПП — ведь в Адмиралтействе тогда располагалось Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского. И вот мы поднимаемся по скрипучим деревянным ступеням в центральной башне Адмиралтейства, над нами вонзается в небо восьмигранный золоченый шпиль, в клубящихся облаках летит трехмачтовый фрегат. С каждым поворотом лестницы ступени становятся все меньше, а проход — уже. Сердце замирает — мы находимся внутри старой деревянной коробовской башни, скрытой, как чехлом, каменной, возведенной Захаровым. И вот перед нами колокол Адмиралтейских курантов, отлитый еще в 1730 году. Мы прикасаемся рукой к дереву, хранящему следы двух столетий, и время словно останавливается — здесь все становится вечным. Мы выходим на балюстраду, завершающую второй ярус башни, и оказываемся… среди богов и богинь. Здесь над белоснежной колоннадой выстроились двадцать восемь скульптур — ветра и стихии, времена года, покровители мореплавания и плодородия. И всем своим существом ощущаем мы, что именно здесь — сердце Петербурга, ось, пронзающая небо и землю, центр, откуда начинают свой разбег три главные городские магистрали. Очарованные, с подоблачной высоты, мы вглядываемся в открывшуюся нам панораму любимого города, узнавая дома и ансамбли, словно лица знакомые, но слегка подзабытые. И наш восторг выплескивается в зарисовки и акварели. Евгений Степанович торопит: «Рисуйте быстрее, а то замерзнете!». Работы создавались одна за другой в большом темпе — и времени на эту «экспедицию» было мало, да и зима настойчиво давала о себе знать. И мы поднимались к золотому шпилю вновь и вновь, и дул пронизывающий ветер, и коченели пальцы, и вода замерзала на листе бумаги, превращаясь в морозный узор. А спустя год в выставочном зале Союза художников открылась выставка «Зарисовки с Адмиралтейского шпиля» — нас, только окончивших институт, еще неоперившихся начинающих художников допустили в святая святых, туда, где проходят выставки только маститых мастеров — уж больно неожиданным был взгляд на город с поднебесной высоты.

И этот день, когда мы впервые вступили на башню Адмиралтейства и увидели родной город, словно развернутую книгу с ажурными гравюрами, и лукавый прищуренный взгляд Евгения Степановича, наблюдавшего с каким упоением мы работаем, и его словно невзначай сказанные слова, заставляющие совсем по-иному взглянуть на мир — все это врезалось в наши сердца. Спасибо, Евгений Степанович! Низкий поклон Вам от всех Ваших учеников!