РОДОСЛОВНАЯ

В жизни каждого человека особо значима его семья и истоки его рода — ведь именно в детские годы в кругу близких родственников формируются жизненные ценности и интересы, определяется будущая судьба.

Мой дедушка Сергей Павлович Луппов (1910, Териоки – 1988,Ленинград) историк, архивист и книговед — вырос в большой семье, гордящейся своими корнями и научными традициями — несколько поколений посвятили свои жизни различным областям культуры и науки. В статьях о Сергее Павловиче мне неоднократно доводилось читать о роли его отца Павла Николаевича Луппова в выборе сыном научного пути. Но нигде я не встретила упоминания о его матери Нине Михайловне Каринской, хотя род Каринских не менее значим в жизни младшего поколения Лупповых, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные письма и мемуары, оставленные моими прабабушками и прадедами, двоюродными бабушками и бережно хранимые в нашем семейном архиве.

В семье Сергея Павловича слились два рода: Лупповых и Каринских, и по воспоминаниям его родителей Павла Николаевича Луппова и Нины Михайловны Каринской удается проследить наш род до середины XVIII века — более восьми поколений. Данная статья посвящена представителям замечательного рода Лупповых-Каринских, оказавшим значительное влияние на разностороннюю одаренность и широкий спектр научных интересов моего деда.

ЛУППОВЫ

Сергей Павлович Луппов родился в семье видного краеведа Павла Николаевича Луппова (1867, с. Усть-Чепецкое –1949, Ленинград) — исследователя истории Вятской губернии, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Удмурдской АССР (1945).

Известно, что предки Павла Николаевича Луппова— его прапрадед по материнской линии Даниил Питиримов (прапрапрадед С.П. Луппова) и прадед по отцовской линии Петр Луппов (прапрапрадед С.П. Луппова)— служили священниками в сельских приходах, соответственно в середине и в конце XVIII века. Прадед Павла Николаевича Луппова по материнской линии — Александр Данилович Питиримов (ок. 1790-1876; прапрадед С.П. Луппова) окончил философский класс Казанской семинарии, и 56-ти лет от роду был назначен дьяконом в село Усть-Чепецкое (ныне г. Кирово-Чепецк) на левом берегу реки Чепца при впадении её в реку Вятку. В селе он прожил до 1857 г., затем переехал в г. Слободской, уступив место дьякона и дом своему сыну Василию Александровичу Питиримову (1820–1862; прадед С.П. Луппова). Дед Павла Николаевича Луппова по отцовской линии — Федот Петрович Луппов (1803–1878; прадед С.П. Луппова) долгое время служил дьяконом в Сарапульском уезде, а с 1868 г., овдовев, переехал к сыну Николаю в село Усть-Чепецкое и занялся домашним обучением крестьянских детей грамоте.

Павел Николаевич Луппов родился в селе Усть-Чепецкое Вятского уезда в 25 километрах от  Вятки (ныне г. Киров) в многодетной семье дьякона. Его отец Николай Федотович Луппов (1844–1896; дед С.П. Луппова), окончив Вятскую семинарию, наследовал приход дьякона Василия Александровича Питиримова (прадед С.П. Луппова), женившись на его дочери Марии.[1] Мать Павла Николаевича Мария Васильевна Луппова (1843–1920, в девичестве Питиримова; бабушка С.П. Луппова) была неграмотная, но очень умная женщина, она вырастила семерых детей и трех сирот племянниц. Все дочери — Мария (1871–1942), Клавдия (1873–1944), Антонина (1877–ок.1930), Анна (1878–ок.1930) — получили среднее образование (окончили Епархиальное училище), что было совершенно необычно в сельской семье и в то время, когда женское образование еще только начиналось, впоследствии все они работали учительницами в сельских школах. Три сына — Александр, Арсений и Павел — окончили высшие учебные заведения.

Павел Николаевич Луппов (отец Сергея Павловича) учился в сельской церковной школе в родном селе Чепцы, после чего, закончив Вятское духовное училище (1877–1881) и семинарию (1881–1887), продолжил обучение сначала в Казанской (1887–1889), а затем в Московской Духовной академии (1893–1895).

Павла Николаевича по праву можно назвать первым историографом удмурдского народа, поскольку до него этим вопросом никто не занимался, а число опубликованных документов по истории Удмуртии ко второй половине XIХ века не превышало двух десятков. В стенах Московской Духовной академии он продолжает изыскания, начатые во время статистической описи удмуртского народа (1890), [2] и выявляет все ранее неизвестные документы по его истории, имеющиеся в Академической, Московской Румянцевской библиотеках, в архивах Вятки и Петербурга (около 200 из них были впоследствии опубликованы в приложениях к его исследованиям). Итогом кропотливой работы явилась магистерская диссертация «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века», защита которой состоялась в 1899 г. в Московской Духовной Академии, и в этом же году сочинение было опубликовано (в Петербурге в 1899 г., и переиздано в Вятке в 1901 г). Рецензентом работы П.Н. Луппова выступил профессор истории В.О. Ключевский, отметивший её как «выдающееся явление в ряду магистерских диссертаций», [3] и уже первый капитальный труд получил высокую оценку ученого мира России того времени.

По окончании Московской Духовной академии Павел Николаевич переехал в Петербург (1895), где работал в школьно-статистическом отделе Училищного совета при Святейшем Синоде (1896–1917), в 1903 г. окончил курс Петербургского археологического института и получил звание Действительного члена этого института. Он продолжил исследование документов по истории вятского края, и в 1911 г. в Петербурге были опубликованы монография «Христианство у вотяков в первой половине XIX века», а так же сборник документов по этому вопросу. В 1913 г. состоялась защита диссертации в Казанской Духовной Академии, и автор был удостоен степени доктора церковной истории.

Архивная работа ученого имела и общественное значение. Еще до защиты им магистерской диссертации, в 1892 г. Россия была потрясена громким судебным процессом — «Мултанским делом», — связанным с обвинением удмуртов села Старый Мултан Вятской губернии в человеческих жертвоприношениях. Вместе с В.Г. Короленко и вятским писателем А.Б. Барановым двадцатипятилетний Павел Луппов принял активное участие в защите удмуртов. Изучив более 700 архивных дел духовного ведомства, гражданских и уголовных дел, ученый на их основе выступил в печати и с докладами, доказывая невиновность удмуртов. Статьи в местных и центральных газетах и журналах, выступления в Петербургских научных обществах, в академических кругах, на съездах ученых-естествоиспытателей, географов, врачей, и этнографов Москвы, Киева, Нижнего Новгорода, Вятки и других городов России послужили серьезными аргументами, использованными адвокатами защиты, добившимися на третьем судебном разбирательстве в 1896 г. полного оправдания обвиняемых. В семейном архиве хранятся рисунки В.Г. Короленко, изображающие места трагических событий, и фотография «Защитники и В.Г. Короленко в окружении оправданных удмуртов», на обороте надпись: «Дорогому П.Н. Луппову от А. Баранова». Впоследстивии П.Н. Луппов написал исторический очерк «Мултанское дело и участие в нём В.Г. Короленко» (1925).[4]

Во время Первой мировой войны Павел Николаевич вместе с супругой и детьми принимал участие в деятельности Общества Красного креста, посещая госпитали и помогая раненым.

После революции Павел Николаевич Луппов с семьей в 1919 г. переехал в родную Вятку, где прожил 28 лет, проделав огромную работу по организации архивного дела, систематизации и охране архивов в Вятском Губернском архивном бюро (с 1924 г. — заведующий). Одновременно ученый преподавал историю местного края и этнографию удмуртов и других народностей Вятского края в Педагогическом институте г. Вятки. Свыше 20 лет он работал старшим научным сотрудником первого в России Вятского Научно-исследовательского института краеведения, организованного в 1922 г.Николаем Михайловичем Каринским (братом его супруги).

Научно-исследовательская работа П.Н. Луппова протекала по трем основным направлениям:

а) история удмуртов; [5]

б) история Вятского края; [6]

в) история политической ссылки; [7]

а так же занимался статистикой и историей образования в России.[8]

Всю свою жизнь он продолжал изыскательскую работу в архивах столичных городов (Москве и Ленинграде), бывших губернских административных центров (Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе, Самаре), а так же городов Удмуртии (Ижевске и Воткинске). Он написал более 250 работ, около 150 из которых опубликовано. Присвоенные в дореволюционный период Российской Академией наук ученые степени не были признаны советской властью, и лишь в июле 1944 г. Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам Высшей школы и научных учреждений утвердила П.Н. Луппова в степени доктора исторических наук, как указано в документах, «без защиты диссертации». Последние два года своей жизни (1947-1949) Павел Николаевич провел Ленинграде, переехав к детям, где, несмотря на почти полную потерю зрения, продолжал работать, подготавливая к печати свои труды. Скончался он в феврале 1949 г. в возрасте 82 лет.

Старший брат Павла Николаевича Александр Николаевич Луппов (1864–1931; дядя Сергея Павловича) — известный в дореволюционной Вятке деятель культуры. Он учился в Духовном училище и Семинарии в Вятке. По окончании в 1889 г. Казанской Духовной академии работал в статистическом Бюро Вятского Губернского земства, а через год был назначен секретарем Уездной Земской управы. В 1908 г. по 1918 г. безвозмездно служил управляющим вятской губернской Публичной библиотекой, проведя огромную работу по систематизации ее архивов. Он явился инициатором организации отдела истории местного края, оказавшего, по отзывам специалистов, «заметное влияние на развитие библиотечного краеведения всей страны». [9] Как и брат, принимал активное участие в общественной жизни, и во время Первой мировой и гражданской войн занимался делами в губернской организации Общества Красного креста. С 1923 г. начал работать над вопросами дорожного строительства, в 1923 г. составил проект новой сети гужевых дорог, который был принят Губисполкомом. [10] С 1923 г. состоял членом Вятского исторического общества, на котором часто выступал с докладами.

Дом Александра Николаевича был центром культурной жизни Вятки, благодаря его супруге — Клавдии Андреевне, большой любительнице концертов и музыкальных вечеров, зачинщице маскарадов и шарад. Её призванием было воспитание детей. Она открыла в 1911 г. первый в Вятке частный детский сад, о чем газета «Вятская речь» писала: «Детский сад К.А. Лупповой является весьма полезным начинанием. Это дело новое не только для Вятки, но и для России». Выбранная председателем правления благотворительного общества содействия народному образованию, Клавдия Андреевна добилась открытия в Вятке бесплатного детского сада на 100 мест для детей служащих, призванных в армию, и «низших чинов» — рабочих и поденщиков. После революции в 1918-20-х гг. она организовала шестинедельные курсы по подготовке  руководительниц дошкольных учреждений, и возглавила в Вятском Гороно работу по дошкольному воспитанию.

Младший брат Павла Николаевича Луппова Арсений Николаевич (1869–1940; дядя Сергея Павловича) по окончании Вятской семинарии (1889) уехал в Глазов на должность надзирателя Уездного училища. В 1896 г. перебрался в Сибирь, где в 1902 г. окончил медицинский факультет Томского Университета, стал известным врачом-хирургом и работал в клинике при Университете.

КАРИНСКИЕ

В семье Сергея Павловича счастливо соединились два рода — Лупповы и Каринские. Бракосочетание Павла Николаевича Луппова и Нины Михайловны Каринской состоялось в 1901 году.

Мать Сергея Павловича Нина Михайловна Луппова (урожденная Каринская), дочь известного философа-логика Михаила Ивановича Каринского. Оба её прадеда были священниками с конца XVIII века, передав дьяконский чин своим сыновьям. Прапрадед Нины Михайловны по материнской линии Илья Никольский (ок. 1740–1813; прапрапрадед С.П. Луппова) служил священником в Москве, и скончался около 1813 года, заболев от того, что был выгнан французскими солдатами босиком и в одной рубашке на снег. Прадед Нины Михайловны Петр Ильич Никольский (ок. 1795–ок. 1850; прапрадед С.П. Луппова) во время войны 1812 года был еще юным семинаристом, и по семейным преданиям поразил французов виртуозным знанием латинского языка, за что его дом не был разграблен. В семье долго хранился складной самоварчик, с которым прабабушка Нины Михайловны по материнской линии (ставшая впоследствии супругой Петра Ильича) спасалась из осажденной французами Москвы в село Знаменское.

Дед Нины Михайловны по отцовской линии Иоан Каринский (1815–1891; прадед Сергея Павловича) был родом из Владимирской губернии. Сын сельского дьякона, выросший в деревне, он учился сначала в Духовном училище, а затем в Московской духовной семинарии. Окончив курс семинарии, он женился на дочери псаломщика, который уступил ему свое место в церкви при Мариинской больнице в Москве. Позднее Иван Каринский получил чин священника в той же церкви, где и прослужил более 50 лет, а в конце жизни стал священником небольшого московского прихода. Прихожане его любили и уважали. Рано овдовев, Иван Каринский подготовил двоих сыновей Сергея и Михаила за 4 класса по всем предметам Духовного училища и отдал учиться прямо в Духовную семинарию, избавив их тем самым от тяжелой жизни и жестоких наказаний в бурсе (общежитии) Духовного училища, которые он испытал сам в молодости; и сыновья всегда были благодарны отцу за это. Дочь Феодосию отец подготовил к гимназии, затем она окончила курс в Московском Женском институте.

Отец Нины Михайловны Михаил Иванович Каринский (1840, Москва – 1917, СПб.; дед Сергея Павловича Луппова) доктор философии, профессор логики.

Учился сначала в Московской Духовной семинарии, а в 1862 г. окончил Московскую Духовную академию. Начал преподавать философию в Вифаванской семинарии в Москве. Затем переехал в Петербург и в 1869–1894 гг. преподавал философию в Петербургской Духовной академии, женских Бестужевских курсах и других учебных заведениях. Его «Лекции по истории древней философии» и «Лекции по истории новой философии» были опубликованы соответственно в 1885 и 1887 гг. Первые работы Михаила Ивановича посвящены истории философии. Блестящий знаток немецкой философии, он был командирован в Германию (1870–1871) для написания диссертации, куда ездил вместе с молодой женой. За сочинение «Критический обзор последнего периода германской философии» (СПб., 1873) был удостоен звания магистра философии.

Основная область занятий — теория познания и логика («Явление и действительность», 1878). [11] В логике М.И. Каринский предложил оригинальную «Классификацию выводов» (содержащую разветвленную систему формул выводов, основанную на принципе тождества, сопоставления субъектов и предикатов суждений), защитив на эту тему докторскую диссертацию в 1881 г. В двух сочинениях «Об истинах самоочевидных» (СПб., 1893) и «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» (СПб., 1914) он подвергает критике рационализм (теория познания И. Канта) и эмпиризм (теории Дж. С. Милля и Г. Спенсера), и обосновывает свою точку зрения. Перу Михаила Ивановича принадлежит одно из лучших в русской философской литературе сочинение «Бесконечное Анаксимандра» (1890).

По воспоминаниям дочери Н.М. Лупповой (Каринской), Михаил Иванович «был большой патриот, верил в Россию и её будущее»,[12] несмотря на свое увлечение европейской философией. Философия была его любимым предметом и делом всей жизни, но он обладал широкими интересами: открытия в самых разнообразных науках, новейшие художественные произведения неизменно привлекали его внимание. Политическая жизнь того времени глубоко занимала профессора философии, никогда не бывшего «кабинетным ученым»: с горячим интересом он принимал участие в судебной реформе и был выбран судебным заседателем; все события общественной жизни — освободительная Болгарская война, «Славянский вопрос», реформы 1860-х гг., убийство Александра II— переживались и обсуждались в семейном кругу вместе с детьми, и тесно переплетались с событиями жизни семейной.

Супруга Михаила Ивановича Каринского Маргарита Викторовна (в девичестве Зотикова; бабушка Сергея Павловича) была одаренная женщина, с душой, чуткой всему прекрасному. Детство Маргариты Викторовны было нелегкое: её мать Анастасия Петровна Зотикова (1828–1908, в девичестве Никольская; прабабушка С.П. Луппова) рано осталась вдовой с четырьмя детьми на руках, [13] но смогла дать всем детям образование, причем образование самое современное: оба сына — Евгений и Виктор — окончили престижный Путейный институт[14] — первое и единственное в течение почти всего XIX века высшее транспортное учебное заведение России, готовящее инженеров по строительству и эксплуатации шоссейных и железных дорог, мостов, искусственных водных каналов и портов, дочь Людмила училась в Московском Сиротском пансионе (но от рождения была слаба здоровьем и доктора не разрешили ей закончить курс), а младшая Маргарита окончила гимназию. Анастасия Петровна интересовалась деятельностью своих сыновей и гордилась их достижениями.

Младший брат Маргариты Евгений Викторович Зотиков (ок. 1855–?; двоюродный дедушка Сергея Павловича Луппова) стал инженером-путейцем и разработал новую конструкцию железнодорожных мостов через широкие реки, которая была значительно дешевле и удобнее принятой ранее. Во время строительства новой железной дороги он составлял проекты всех мостов, предполагаемых на этом направлении и защищал его в Министерстве в Петербурге, обычно его проект принимался к реализации. По его чертежам выстроены многочисленные мосты по всей России, и по отзывам специалистов того времени, на них никогда не бывало крушений. В 1889 г. он получил место начальника станции на Рязанской Железной дороге, и поселился вместе с младшим братом в селе Раменское под Москвой.

Второго брата Маргариты Виктора Викторовича Зотикова (ок. 1850–?; двоюродный дедушка Сергея Павловича Луппова),блестяще окончившего курс  инженерных наук, его учитель профессор Ф.М. Дмитриев, служивший одновременно директором на бумагопрядильной фабрике братьев Милютиных в селе Раменское под Москвой, пригласил  на должность  инженера-механика, а затем и заведующего ткацким отделением этого предприятия. Фабрика эта была образцовая для своего времени по оборудованию и заботе о рабочих: Виктор Викторович выписывал из Англии лучшие машины и сам вводил некоторые усовершенствования. Он изобрел пульверизатор (разбрызгивающий водяные пары и осаждающий пыль) и вентилятор (очищающий воздух), поскольку бичом для здоровья рабочих была хлопковая пыль, наполнявшая воздух на фабрике и вызывавшая заболевания легких и глаз; существенным достоинством этих механизмов было то, что они работали от тех же машин, которые приводили в движение ткацкие и прядильные станки, то есть без затраты дополнительной энергии. При фабрике были выстроены школа для детей рабочих (в которой по воскресеньям специально приглашённые из Москвы лекторы читали интересные рассказы с «туманными картинками» для взрослых рабочих)  и превосходно оборудованная больница — не частое явление на фабриках того времени.

Нина Михайловна Каринская (мать Сергея Павловича) позже вспоминала, что её летние поездки к бабушке Анастасии Петровне Зотиковой и дядям Виктору и Евгению в Раменское открыли ей новый мир, столь не похожий на окружавший её в Петербурге: фабрику, жизненный уклад, подчиненный фабричному ритму, и работу дяди-инженера, которую очень высоко ценили её родители Маргарита Викторовна и Михаил Иванович Каринские. Соприкоснувшись с этим миром, Нина Михайловна с детства научилась уважать не только научную работу отца-философа, но и труд дяди-инженера, и впервые заинтересовалась техникой (отчасти и это послужило причиной тому, что её собственные дети впоследствии увлеклись техническими науками).

С детства у Маргариты Викторовны Зотиковой (1876–1917; в замужестве Каринская; бабушка Сергея Павловича) был сильный интерес к учению: 10 лет она самостоятельно подготовилась к гимназии, которые в то время ещё только появились; и блестяще окончила II женскую гимназию в четвертом выпуске. Когда Маргарита вышла замуж за Михаила Каринского, появились первые высшие женские учебные заведения (Бестужевские педагогические курсы и медицинские курсы), она страстно хотела туда поступить, но не решилась оставить своих детей и все духовные силы отдала их воспитанию. Она вырастила троих детей — Нину Михайловну (в замужестве Луппову), и двух сыновей, ставших впоследствии большими учеными — один филологом, другой — философом. Маргарита Викторовна жила интересами семьи и своего супруга-философа: читала корректуры его научных сочинений, переписывала их для печати.

Маргарита Викторовна знала и тонко чувствовала природу, музыку, хотя сама не играла, литературу и в особенности поэзию, много знала на память. По воспоминаниям её дочери Нины Михайловны, [15] на полочке у кровати Маргариты Викторовны лежало маленькое Евангелие, полное собрание сочинений Лермонтова в двух томах, которым её наградили как лучшую ученицу по окончании женской гимназии, и томик Гёте на языке оригинала, привезенный ею из Германии, где она жила с мужем во время его научной командировки (1870–1871). Гёте М.В. Каринская особенно любила, часто декламировала детям и тут же переводила на русский язык (а иногда и стихами). Когда сыновья и дочь подросли, Маргарита Викторовна читала им вслух художественные произведения, водила их в картинные галереи и театры, ярко и ясно объясняя смысл картин и опер. Многие из методов домашнего воспитания Маргариты Викторовны Каринской стали своего рода семейной традицией, и впоследствии были развиты её дочерью Ниной Михайловной в целостную систему, явившуюся основой образования младшего поколения рода Лупповых (в том числе и Сергея Павловича).

Дом Каринских (на Невском проспекте, близ Александро-Невской лавры) был гостеприимен, часто по субботам устраивались журфиксы, их посещали молодые профессора — ученики Михаила Ивановича, на одном из них и появился будущий супруг младшей дочери Нины Михайловны — Павел Николаевич Луппов. Позднее дети молодой четы Лупповых, в том числе и Сергей Павлович, часто и подолгу гостили у бабушки и дедушки, и своих мемуарах Нина Михайловна (мать Сергея Павловича) постоянно подчеркивала, что дом её отца был родным для её детей. Тесно общались и многодетные семьи Павла Николаевича Луппова и Николая Михайловича Каринского, снимая на лето соседние дачи (и непременно рядом с Михаилом Ивановичем и Маргаритой Викторовной Каринскими), и круглый год собираясь вместе на праздниках.

Старший брат Нины Михайловны Лупповой (в девичестве Каринской) — Николай Михайлович Каринский (1873, Вятка – 1935, Москва; дядя Сергея Павловича Луппова) — доктор филологических наук (1934), славист, палеограф, диалектолог, член-корреспондент АН СССР (1921). [16]

Выпускник историко-филологического факультета Императорского Петербургского университета (1896), Николай Михайлович был одним из самых талантливых учеников академика А.И. Соболевского и является прямым продолжателем его научной школы. В 1909 году защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «Язык Пскова и его области в XV веке». На протяжении 40-летней научной деятельности им написано более 75 трудов. Область его научных интересов охватывала этнографию (понимаемую им достаточно широко — это и язык, и фольклор, и быт, и этнографический состав населения), старославянский и древнерусский языки, славянскую палеографию, современные и средневековые русские диалекты, язык устного народного творчества. Николай Михайлович был одним из пионеров лингвистического направления, которое получило название «социолингвистика»; с 1898 года начав последовательное исследование современных диалектов (Костромской, Петербургской, Московской губерний, Вятского края, расширив затем районы изучения), первым из диалектологов начал работать с фонографом во время экспедиции в 1912 г.

Будучи секретарем и помощником библиотекаря Императорской Публичной библиотеки (1900-1906), Н.М. Каринский много занимался древнерусскими рукописями, что дало богатые материалы для его исследовательской и преподавательской деятельности. Широта научных интересов ученого и особенности его методов исследования во многом обусловлены сочетанием качеств лингвиста и палеографа, что наиболее ярко проявилось в его работах, посвященных Остромировому Евангелию. Выступая как историк языка, палеограф и лингвист, Н.М. Каринский, оспорив существовавшее в науке мнение, пришел к выводу, что Остомирово Евангелие писано не одним, а тремя писцами.[17]

Значительную часть своей жизни Николай Михайлович посвятил педагогическому труду, будучи профессором Петербургского университета, Женского педагогического института (ныне РГПУ им. А.И. Герцена), Историко-филологического и Археологического институтов, где читал курсы по славянской палеографии, церковно-славянскому языку, русскому языку и словесности. Н.М. Каринскому принадлежит ряд учебных пособий по изучению рукописных памятников древней Руси, сыгравших значительную роль в университетском и институтском преподавании. [18] Ученый занимался вопросами преподавания русского языка в гимназиях и лицеях, включения в их программу элементов истории языка, издал «Историческую хрестоматию» [19] (Пг., 1914), ставшую одним из основных учебников для средних учебных заведений.

В 1919 г. уже сложившимся и известным ученым Николай Михайлович переехал из голодающего Петербурга вместе со своей семьей и семьей Лупповых в Вятку, где преподавал  в Институте народного образования  и руководил  программами по проведению этнографических наблюдений (1919-23). По инициативе исследователя в 1922 г. в Вятке был организован первый в России Научно-исследовательский институт краеведения, в котором старшим научным сотрудником и работал муж его сестры Павел Николаевич Луппов.

После переезда в Москву с 1923 г. Николай Михайлович Каринский стал ученым специалистом Исторического музея и профессором Второго Московского университета, с 1931 — председателем Московской диалектологической комиссии (МДК) Института языка и мышления АН СССР. В 1934, с восстановлением дореволюционных ученых степеней, Н.М. Каринский получил степень доктора языкознания.

Средний брат Нины Михайловны — Владимир Михайлович Каринский (1874, СПб. – после 1929; дядя С.П. Луппова) продолжил дело отца и стал профессором философии. [20] В 1897 году он окончил историко-филологический факультет Императорского Петербургского университета с дипломом первой степени и был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. Преподавал педагогику в Смольном институте (1899-1901), историю в Мариинской женской гимназии (1901–1905); в качестве приват-доцента читал курс «Вопрос о познании в новой философии» (1902–1905) и вел семинары и просеминарии по Платону, Спинозе, Декарту и Канту (1907–1923) в Петербургском университете, на Высших женских курсах. С целью изучения материалов для магистерской диссертации был на два года командирован за границу (1905–1907). В 1912 г. защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «Умозрительное знание в философской системе Лейбница» (опубликовано в том же году в СПб.).

В сентябре 1913 г. назначен экстраординарным профессором по кафедре философии Харьковского университета и переехал на Украину. После революции, в связи с реорганизацией высшей школы на Украине и ликвидацией университетов, был назначен профессором Харьковского института народного образования, созданного на базе упраздненного Императорского университета, был действительным членом кафедры истории европейской культуры, занимался проблемами познания внешней реальности. [21] Сведений о судьбе и деятельности В.М. Каринского после 1929 г. установить не удалось.

Таким образом, со стороны матери Сергей Павлович Луппов и его братья и сестры  были уже третьим поколением ученых, и ведущую роль в их становлении сыграла  семья, где с детских лет культивировалось стремление к учебе и научные интересы.

Мать Сергея Павловича Нина Михайловна Луппова (1878, СПб. – 1957, Ленинград; урожденная Каринская),родилась в Петербурге, где получила превосходное образование: окончила с золотой медалью женскую гимназию принцессы Ольденбургской и Историко-филологический факультет Высших женских Бестужевских курсов — первого высшего образовательного учреждения для женщин (одновременно, интересуясь ботаникой, она посещала и естественный факультет). Она в совершенстве знала французский и немецкий языки, любила музыку и искусство, но её истинным призванием была педагогика. С раннего возраста Нину Михайловну, по её собственным словам, привлекала «педагогика во всех её проявлениях». Ещё будучи девочкой-подростком она интересовалась маленькими детьми, а поскольку её родные братья были старше её, то она с увлечением занималась с двоюродными братьями и сестрами (детьми Евгения Викторовича Зотикова), зимой в городе учила грамоте соседских ребят (детей дворников и швейцаров), а летом на дачах устраивала маленький «детский сад» для крестьянских детей. Учась на Бестужевских курсах, Нина Михайловна мечтала о педагогической деятельности, и сразу же после их окончания поступила преподавателем в вечернюю воскресную школу для рабочих. Труд педагога увлёк, но через полтора года она вышла замуж, скоро стала матерью и должна была прекратить свою общественную деятельность, посвятив все силы большой семье.

Она воспитала семерых детей (еще двое умерли во младенчестве) и получила орден «Материнская слава», которым очень гордилась, поскольку считала воспитание делом своей жизни. Как и во многих семьях интеллигенции дореволюционной России, до 10 лет дети получали домашнее начальное образование. Однако в отличие от других семей, по традиции, заложенной бабушкой Маргаритой Викторовной Каринской, в доме Лупповых никогда не было гувернанток, приходящих учителей и репетиторов — всю работу по подготовке детей к гимназии проводила Нина Михайловна. Она изучила важнейшие труды классиков педагогической науки, что дало ей возможность не только правильно поставить воспитание своих детей, но и впоследствии, когда дети подросли, вновь использовать свои знания в общественной педагогической деятельности, к которой она вернулась уже 40 лет от роду.

В первые годы после революции, в Вятке она начала работать с дошкольниками, преподавать литературу, русский и немецкий языки в начальной и средней школе, на Рабфаке, в техникумах, затем в Вятском Педагогическом институте, читала лекции по истории педагогики на курсах по подготовке  руководительниц детских садов (организованных в Вятке Клавдией Андреевной Лупповой — женой брата Павла Николаевича) и на курсах повышения квалификации учителей. Она умела и любила работать с разными учащимися и в разных учебных заведениях. Придя в педагогику в период ломки старой школы и создания новой, сопровождавшейся постоянными реформами, изменением форм и методов преподавания, Нина Михайловна с увлечением занялась составлением программ и учебных пособий и научной работой. Так в её деятельности — семейной и общественной — соединились природный дар педагога-воспитателя и семейные научные традиции (отца, братьев, мужа и детей, к тому времени уже начавших свой путь в науке).

 Нина Михайловна дала своим детям превосходное домашнее начальное образование (литература и математика, история и азы естествознания, французский и немецкий языки) и подготовила их к учебе в средней школе: старшие дети —Екатерина, Елизавета, Николай и Вера —учились в императорских гимназиях в Петербурге, младшие —Сергей, Владимир и Людмила — в советских школах в Вятке. Учение в семье Лупповых всегда было на первом плане, поэтому даже несмотря на тяжелейшие условия в период революции и гражданской войны, когда семья вынуждена была покинуть Петроград (в апреле 1917) и перебраться на родину отца Павла Николаевича в Вятку (голод, холодный сельский дом, старшим детям приходилось учиться и работать),  никто из детей не пропустил ни одного года учебы.

Семейное воспитание дало блестящие плоды — Нина Михайловна Луппова (Каринская) и Павел Николаевич Луппов гордились своими детьми, каждый из которых избрал свой жизненный и научный путь (причем все дети стали научными работниками и лишь один сын инженером-практиком),  свою специальность, многомерно расширив круг научных интересов семьи.

Старшая сестра С.П. Луппова Екатерина Павловна Луппова (1901–1987) — ученый-энтомолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник в Институте зоологии Таджикской Академии Наук, ежегодно участвовала в научных экспедициях по Средней Азии. Участник Международного энтомологического конгресса (Москва, 1968) VII Международного симпозиума «Энтомофауна средней Европы» (Ленинград, 1977) и других. Обнаружила несколько неизвестных ранее видов паука и один из них назван её именем — PhrurolithusLuppovae.

Следующая за нею сестра Елизавета Павловна Луппова (1903–1989) кандидат филологических наук, доцент Ленинградского Педагогического института им. А.И. Герцена. Посвятив всю свою жизнь исследованию вятских говоров, Елизавета Павловна стала продолжателем трудов отца Павла Николаевича Луппова по изучению истории Вятского края и дяди Николая Михайловича Каринского по лингво-этнографическим исследованиям. Елизавета Павловна была непосредственной ученицей профессора Николая Михайловича Каринского во время его преподавания в Вятском Педагогическом институте (1919–1923), и окончила институт в 1924 г., защитив дипломную работу по краеведению. Во время обучения в аспирантуре в Ленинграде под руководством профессора Д.К. Зеленина (так же уроженца вятской губернии) в летние месяцы (1924–1929) Елизавета принимала участие в этнографических экспедициях по вятской губернии. Впоследствии во время эвакуации в годы войны (1942–1946), уже будучи доцентом Ленинградского Педагогического института, Е.П. Луппова работала в Вятском Педагогическом институте им. В.И. Ленина и организовывала диалектологические экспедиции (1946). Елизавета Павловна передала научную эстафету от Н.М. Каринского своим ученикам — Л. Горевой, Н. Перепелкиной, Л. Макаровой, что и позволило её биографам констатировать в 1988 г.: «Как ученый профессор Н.М. Каринский не умер, он продолжается».[22]

Старший брат С.П. Луппова— Николай Павлович Луппов (1904–1975) — доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель наук Туркменской ССР, провел ряд научных экспедиций в Средней Азии и на Северном Кавказе. Работал старшим научным сотрудником во Всероссийском Геологическом Институте Ленинграда, его имя высечено на мраморной доске этого института в числе замечательных ученых. Под его руководством написано и защищено более 20 диссертаций. Труды Николая Павловича вошли в золотой фонд отечественной геологии — автор 130 научных исследований и методических разработок (к сожалению, большое число работ осталось неопубликованными).

Вера Павловна Луппова (1906–1988; в замужестве Русалеева) — кандидат сельскохозяйственных наук, доцент по кафедре ботаники в Педагогическом институте Марийской республики, затем работала на опытной сельскохозяйственной станции в г. Йошкар-Ола, преподавала в Рязанском сельскохозяйственном институте.

Сам Сергей Павлович Луппов (1910–1988) —доктор исторических наук, архивист, книговед и библиограф, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Он окончил исторический факультет Ленинградского университета. Его кандидатская диссертация «История строительства и городского хозяйства Петербурга первой четверти XVIII в.» и по сей день является эталоном научного исследования как для историков, так и для искусствоведов, занимающихся изучением Санкт-Петербурга и его пригородов. Научная деятельность Сергея Павловича была связана с Библиотекой Академии наук (с 1953), где он занялся комплексным изучением истории книжного дела в России XVIIXVIII веков и защитил докторскую диссертацию (1972). (Книга в России в XVII в. — Л., 1970; Книга в России в первой четверти XVIII в. — Л., 1973; Книга в России в послепетровское время. — Л., 1976). Он основал и возглавил в Библиотеке Академии наук научно-исследовательский отдел истории книги (1974 г.), создав новое научное направление в книговедении.

Младший брат — Владимир Павлович Луппов (1912–1988) — инженер по электрофикации железных дорог, закончил ЛИИЖТ.[23] Руководил электрофикацией железных дорог на Урале, Транссибирской магистрали, работал в Сибири, Поволжье, Челябинской области, затем в Москве. С 1959 г. – главный инженер Всесоюзного треста «Трансэлектромонтаж». В 1976-1980 гг. служил в Иране главным инженером по электрофикации дороги Джумфа-Тетриз.

Младшая сестра — Людмила Павловна Луппова (1920–1983; в замужестве Зырина) блестяще училась, была поощрена Сталинской стипендией; стала физиком.

Несмотря на различие в характере избранных специальностей (геология, зоология, ботаника и растениеводство, история, филология и этнография, инженерное дело), и рассеянность по всей стране (Ленинград, Москва, Йошкар-Ола и Рязань, Сибирь, Ближний и Дальний Восток), дети рода Лупповых-Каринских, сохраняли крепкие родственные связи и нередко помогали друг другу советами в научной работе, поскольку каждый из них обладал широкими интересами. Лупповы часто шутили, что могут проводить комплексные исследования силами своей семьи. После смерти отца геолог Николай Павлович и историк Сергей Павлович вместе с матерью провели большую работу по подготовке к изданию последнего труда Павла Николаевича Луппова «История города Вятки» (издан в Кирове, в 1958 г.).

Подводя итоги, следует отметить следующие важные моменты. Родоначальники семейств Лупповых–Питиримовых, Каринских–Зотиковых принадлежали к священническому званию. Род Каринских на одно поколение раньше вошел в культуру — уже прадед Сергея Павловича Луппова Иван Каринский (1815–1891) окончил Московскую Духовную академию, и потому его сын Михаил Иванович Каринский (1870–1917; дед С.П. Луппова по материнской линии), так же выпускник Московской Духовной академии, избрав научный путь и защитив магистерскую и докторскую диссертации, получил дворянство по гражданской службе согласно Табели о рангах, в то время как его сверстник Николай Федотович Луппов (1844–1896; дед С.П. Луппова по отцовской линии), окончивший Вятскую Духовную семинарию, служил сельским дьяконом.

За два столетия положение и функционирование рода в сфере культуры сильно изменилось — его представители активно вошли, помимо духовной, в научную и техническую сферы — причиной этого процесса, на мой взгляд, явилось изменение роли женщины-матери и в семье, и общественной жизни.

Ведущую роль в воспитании детей в многодетных семьях и Лупповых и Каринских играли женщины. Если прадеды (рода Каринских) и деды (рода Лупповых) Сергея Павловича получили духовное среднее или высшее образование, то их супруги (соответственно, прабабушкии бабушки Сергея Павловича) не имели возможности учиться, зачастую были неграмотны (в то время не было женских школ), но всеми силами старались, чтобы дети получили образование. (Таковы Мария Васильевна Питиримова (1843–1920) — бабушка Сергея Павловича по отцовской линии, жена Николая Федотовича Луппова (1844–1896); Анастасия Петровна Зотикова (1828–1909) — прабабушка Сергея Павловича по линии Каринских). Именно благодаря усилиям матерей представители поколения отца Сергея Павловича Луппова получают высшее  духовное (Павел Николаевич Луппов (1867–1949) и Александр Николаевич Луппов (1864–1931)), а также  медицинское образование (младший брат отца С.П. Луппова — врач-хирург Арсений Николаевич Луппов (1869-1940)). В роду Каринских этот процесс начался на одно поколение ранее: уже братья бабушки С.П. Луппова  (Маргариты Викторовны Каринской, в девичестве Зотиковой, 1846-1917) — получают в 1870-хх гг.техническое образование, причем самое современное и «модное» — инженерное и путейное (инженер-путеец Евгений Викторович Зотиков и инженер-механик Виктор Викторович Зотиков).

Бабушки Сергея Павловича Луппова (по материнской линии), жившие в городах, уже учились в гимназиях, что давало им импульс к последующему самообразованию: Маргарита Викторовна Зотикова стала супругой магистра философии Михаила Каринского, окончив лишь гимназию, но всю жизнь она непрестанно пополняла свое образование чтением новых книг (по литературе, истории и медицине — последние для ухода за своими детьми). Исключение «из семейных правил женского образования» составляет лишь двоюродная бабушка С.П. Луппова Феодосия Ивановна Каринская (в замужестве Некрасова, дочь священника Ивана Каринского), окончившая курс в Московском Женском институте, но и это исключение лишь подтверждает тезис о более раннем включении в культуру рода Каринских.

Если деятельность прабабушек (по линии Каринских) и бабушек (по линии Лупповых) Сергея Павловича в селах ограничивалась семьей и воспитанием детей, то поколение его матери и теток (сестер отца) в городах по окончании образования (Епархиальное училище, гимназии) впервые входит в общественную жизнь, реализуя педагогический талант, они становятся учителями  (сестры Павла Николаевича Луппова — Мария (1871–1942), Клавдия (1873–1944), Антонина (1877–1967) и Анна (1878 – ок. 1930) — учительствовали в губернских школах; Клавдия Андреевна, супруга Александра Николаевича Луппова, организовала в Вятке первый детский сад). Так женщины рода Лупповых-Каринских «завоевали» профессию педагога начальной и средней школы.

Мать же Сергея Павловича — Нина Михайловна Луппова (в девичестве Каринская, 1878–1957) первая в роду получила высшее образование, окончив Высшие женские Бестужевские курсы, и начала педагогическую деятельность в высшей школе (Вятский Педагогический институт). Полученное образование дало ей возможность, если так можно выразиться, «профессионально» воспитать семерых детей. Результатом этого талантливого воспитания стали пять кандидатов и докторов наук.

Трое из младшего поколения Лупповых — Николай, Вера и Елизавета — посвятившие себя преподавательской деятельности, неоднократно утверждали, что интерес к педагогической деятельности, они унаследовали от матери — Нины Михайловны. В свою очередь, Н.М. Луппова (в девичестве Каринская) в своей семье развила «педагогическую программу домашнего семейного воспитания» своей матери Маргариты Викторовны Каринской (в девичестве Зотиковой), супруги философа Михаила Ивановича Каринского, вырастившей, воспитавшей и давшей великолепное домашнее образование Нине Михайловне и двоим братьям — будущим профессорам филологии Николаю Михайловичу Каринскому и философии Владимиру Михайловичу Каринскому.

Я убеждена, что важнейшим фактором успеха научной деятельности Сергея Павловича Луппова, являлась его семья, жизненный пример окружавших его родных: отца — Павла Николаевича Луппова, дяди Николая Михайловича Каринского и деда Михаила Ивановича Каринского, крепкие родственные связи многоталантливых ученых, родственность научных интересов — история, архивистика и краеведение были своего рода «семейными научными дисциплинами». Но фундаментом всей жизни моего деда, его душевного и научного склада, явилась та обстановка, в которой он вырос, семейное воспитание, данное его матерью, Ниной Михайловной Каринской.

 

ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ДИНАСТИИ

ЛУППОВЫХ – КАРИНСКИХ:

 

1. Династия:

1.      Чудова Г., Никонова Т. Из прошлого. Династия ученых. — Кировская правда. 1982, 18 ноября.

2.      Чудова Г. Усть-чепецкая династия. — Кировец. 1988, 24 июня.

3.      Чиркова Н. Ко дню города Кирово-Чепецка. — Кировец. 1988, 24 июня.

 

2. Павел Николаевич Луппов (1867-1949).

Основные сочинения:

1.      Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. — Изд. 1-е: С.-Пб., 1899. Изд. 2-е: Вятка, 1901.

2.      Христианство у вотяков в первой половине XIX века. Исследование.— Вятка, 1911.

3.      Материалы для истории Христианства у Вотяков в первой половине XIX века. — Вятка, 1911.

4.      Вятский край 50 лет тому назад. // Вятская жизнь,1923, № 1.

5.      Мултанское дело и В.Г. Короленко // Вятская правда, 1922, №№ 83, 84.

6.      Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков), обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892–1896). — Ижевск, 1925.

7.      Исторический очерк Вятского края // Сб.: Вятский край.— Вятка, 1929.

8.      Политическая ссылка в вятский край. — М.,1933.

9.      История города Вятки. — Киров, 1958.

10.Документы по истории Удмуртии XVXVII веков./ Сост. докт. ист. наук. П.Н. Луппов. — Ижевск, 1958.

Воспоминания:

1.      Воспоминание народного учителя. — С.-Пб., 1911. — с.17.

2.      В духовном училище. Вятское духовное училище в начале последней четверти прошлого века. — С.-–Пб., 1913. — с. 72.

3.      Первая учительница в мужской школе // Кировец, 1979, 9 октября.

4.      Луппов П.Н. Автобиография. — Ленинград, 1947. — 105 м. /п. с. (Неопубликовано).

5.      Луппов П.Н. Воспоминания о доме в селе Чепце. Дом № 8 по улица Набережной в с. Чепце и его жильцы в 19-20 вв. — 4 м. /п. с. (Неопубликовано).

6.      Луппов П.Н. Из воспоминаний о с. Чепце. — 30 м./п. с. (Неопубликовано). м./п. с. (Неопубликовано).

О нём:

1.      Павел Николаевич Луппов (1867–1949 гг.). Первый историограф удмурдского народа.— Ижевск, 1989.

2.      Чудова Г.Ф., Никонова Т.Г.. Исследователи Вятского края. Павел Николаевич Луппов./Краеведческий четверг. — Киров, 1982.

3.      Павел Николаевич Луппов. //В кн.: Выдающиеся исследователи Кировской области: Указ. литературы. — Киров, 1973, с.11-12. Библиограф.: 7 назв.

4.      Александров А.А. П.Н. Луппов — ученый и краевед // В кн.: История. Экономика: Сборник статей. — Ижевск, 1968.

5.      Максимов В.А. Большой друг удмурдского народа. // В кн.: История. Экономика: Сборник статей. — Ижевск, 1968.

6.      Садаков М.А. П.Н. Луппов — первый историограф Удмуртии (1867-1949) // В кн.: История. Экономика: Сборник статей. — Ижевск, 1968.

7.      Эммаусский А.В. Павел Николаевич Луппов: К 100-летию со дня рождения // В кн.: Календарь знаменательных и памятных дат на 1967 год. — Киров, 1967, с. 47-52.

8.      Эммаусский А.В. Крупный исследователь истории нашего края. — Кировская правда, 1967, 8 ноября.

9.      Пленков В.Г. Ученый — краевед П.Н. Луппов. — Комсомольское племя. 1959, 18 марта.

10.Труды П.Н. Луппова по истории вятского края и истории удмуртов.// П.Н. Луппов. История города Вятки. — Киров, 1958, сс.232-237. (93 наименования, из них 12 неопубликованы).

11.Петряев Е.Д. Люди, рукописи, книги: Литературные находки. [О П.Н. Луппове сс. 92, 109, 110, 169, 244, 267]. — Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1970. — 288 с.

12.Лепехин МП. П.Н. Луппов как историк книги // Вторые Лупповские чтения. Доклады и сообщения Санкт-Петербург, 12 мая 2005 года / Сост. П.И. Хотев, отв. ред. В.П. Леонов, П.И. Хотев. — М., Наука, 2006. — С. 100-123.

 

3. Александр Николаевич Луппов (1864–1931).

А.Н. Луппов. Е.Н. Гогель: К 140-летию библиотеки им. А.И. Герцена. [Кировская областная библиотека им. А.И. Герцена. Кировское отделение ВОК]. — Киров, 1977.

 

4.      Сергей Павлович Луппов (1910–1988)

Основные сочинения:

1.      История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — Л., 1957.

2.      Книга в России в XVII веке. — Л., 1970.

3.      Книга в России в первой четверти XVIII века. — Л., 1973.

4.      Книга в России в послепетровское время. 17251740. — Л., 1976.

 

О нём:

1.      Моисеева Г.Н. К семидесятилетию С.П. Луппова.//Сб. науч. тр.: Русские библиотеки и частные книжные собрания XVIXIXвеков. — Л., 1979, с. 161-170.

2.      Мылшьников А.С. Сергей Павлович Луппов: уроки жизни честного ученого // Сб. научн. тр.: Книга в России XVI – середины XIXв. Материалы и исследования. — Л., 1990, с. 5-10.

3.      Луппова Ел. П. К 75-летию моего брата Сергея Павловича Луппова. — СПб., 1985. - Рукопись. — с.16.

4.      Лупповские чтения: Доклады и сообщения. БАН, Санкт-Петербург, 12 мая 2000 года / Под. ред. В.П. Леонова, П.И. Хотеева. — СПб., 2000. —140 с.

5.      Фафурин Г.А. Книга С.П. Луппова «История строительства Петербурга первой четверти XVIII века: полвека после выхода в свет// Вторые Лупповские чтения. Доклады и сообщения Санкт-Петербург, 12 мая 2005 года / Сост. П.И. Хотев, отв. ред. В.П. Леонов, П.И. Хотев. — М., Наука, 2006. — С. 124-129.

 

5.      Николай Павлович Луппов (1904-1975)

1.      Николай Павлович Луппов (1904–1975). (Из воспоминаний сестер и брата). — Рукопись. с.6.

2.      Луппов С.П. Воспоминания о Н.П. Луппове. — Рукопись. с. 6.

3.      Луппова Е.П. Вступление на Конференции Меловой Комиссии ВАГИИ, посвященной памяти Луппова Николая Павловича в связи с 10-летием со дня смерти и 80-летия со дня рождения. 29 марта 1985 г. — Рукопись. с.7.

 

6. Елизавета Павловна Луппова (1903–1988)

1.      Перед экспедицией. [О Ел. П. Лупповой]. — Кировская правда, 28 февраля 1958.

2.      Кустов Г. Исследователь живого слова [О Ел. П. Лупповой]. — Кировская правда, 4 августа 1959.

Воспоминания:

3.      Луппова Е.П. Вятская старина. — Кировская правда, 1974.

4.      Луппова Е.П. Воспоминания. — (Рукопись.)

 

7. Михаил Иванович Каринский (1840–1917)

Основные сочинения:

1.      Критический обзор последнего периода германской философии. — СПб., 1873.

2.      Явление и действительность // Православное обозрение, 1878. Т. 1.

3.      Классификация выводов. — СПб., 1881.

4.      Лекции по истории древней философии. — СПб.,1885.

5.      Лекции по истории новой философии. — СПб., 1887.

6.      Бесконечное Анаксимандра. — СПб.,1890.

7.      Об истинах самоочевидных. — СПб., 1893.

8.      Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных. — СПб., 1914.

О нём:

1.     Радлов Э.Л. // Православное обозрение, 1880. Т. 6-7.

2.     Радлов Э.Л. //Русское обозрение. — 1890, сентябрь.

3.     Радлов Э.Л. Каринский Михаил Иванович // Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т.28. — СПб., 1895. — с. 501–503.

4.     Введенский А.И. // Вопросы философии и психологии.1894, №22.

5.     Серебрянников // /Вопросы философии и психологии.1894, №23.

6.     Радлов Э.Л. Учёная деятельность проф. М.И. Каринского. — СПб., 1895.

7.     Миртов Д. Каринский и его философские воззрения // В сб.: Мысль и слово. т. 2. — М., 1918-1921.

8.     Кондаков Н.И. Выдающиеся произведения русской логической науки XIX в. // В кн.: Избр. труды русских логиков XIX в. — М. 1956.

9.     Каринский Михаил Иванович // БСЭ. Т.11. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — с. 428.

10.            Каринский Михаил Иванович // СЭС. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — с. 548.

11.            Каринский Михаил Иванович // Философский энциклопедический словарь. — М: ИНФРА-М, 1997. — с.199.

12.            Квасова Ю.А. Жизнь и творчество М.И. Каринского. Научная и педагогическая деятельность М.И. Каринского // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 15-81., илл — (Философия России первой половины ХХ века).

13.           Квасова Ю.А. Концепция М.И. Каринского о потребности благосостояния как кульминация научного творчества ученого // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 82-94. — (Философия России первой половины ХХ века).

14.           Квасова Ю.А. М.И. Каринский о когнитивных основах нравственных чувств // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 95-114. — (Философия России первой половины ХХ века).

15.           Бажанов В.А. М.И. Каринский и Дж. Ст. Миль // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 115-117. — (Философия России первой половины ХХ века).

16.            Хроника основных событий жизни и творчества М.И. Каринского // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 118-119. — (Философия России первой половины ХХ века).

17.            Библиография трудов М.И. Каринского // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, Н.А. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — С. 120-126. — (Философия России первой половины ХХ века).

 

6.      Николай Михайлович Каринский (1873-1935).

Основные сочинения:

1.      Остромирово Евангелие как памятник древнерусского языка // Журнал Министерства народного просвещения. — 1905. № 5.

2.      Хрестоматия по древне-церковно-славянскому и русскому языкам. Пособие при преподавании русского языка в университетах и других учебных заведениях. — С.-Пб., 1904. (Переиздана. — С.Пб., 1911).

3.      Образцы глаголицы. /25 снимков.— С.-Пб., 1908.

4.      Язык Пскова и его области в XV в. — С.-Пб.,1909.

5.      Историческая хрестоматия по древне-церковно-славянскому и русскому языкам. Для старших классов средних учебных заведений / С приложением словарей, 2-х снимков с славянских азбук и 4-х снимков с древних рукописей. — Пг., 1914.

6.      Очерки из истории псковской письменности и языка. Вып. 1–2. — Пг., 1916–1917.

7.      Письмо Остромирова Евангелия: (Палеографический очерк).Сб. Российской Публичной Библиотеки. Т. 1, вып. 1. — Пг., 1920.

8.      Образцы письма древнейшего периода истории русской книги /68 снимков.— Л., 1925.

9.      Очерки языка русских крестьян. — М. –Л., 1936.

 

Библиография:

Записка об ученых трудах профессора Н.М. Каринского // Изв. АН. Сер. 6. 1921. Т. 15.

 

О нём:

1.      Императорская Публичная Библиотека за сто лет, 1814–1914. — С.-Пб., 1914, с. 460-462.

2.      Луппов П.Н. Разыскать ценные материалы // Кировская правда, 1937, 10 апреля. (Истории сбора вятского фольклора в 1920-х гг. проф. Н.М. Каринским и студентами Вятского педагогического ин-та).

3.      Гринкова Н. Памяти М.Н. Каринского // Изв. АН. Отд. Яз. и лит. Т. 5. Вып. 4. - 1921.

4.      Розов Н.Н. Остромирово Евангелие в Публичной Библиотеке: (150 лет хранения и изучения).// Тр. Государственной Публичной библиотеки. Т.5. — 1958.

5.      Жуковская Л.П. Развитие славяно-русской палеографии (в дореволюционной России и СССР). — М., 1963.

6.      Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 3, 4. — М., 1963.

7.      Луппова Е.П. , Фомин Ф. А. Николай Михайлович Каринский: (К столетию со дня рождения) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 32. вып. 2. - 1973.

8.      Текучев А.В. Н.М. Каринский: (К столетию со дня рождения)// Русский язык в школе. — 1973, № 2. — (фото).

9.      Каринский Николай Михайлович //БСЭ. Т.11. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — с.428.

10.Каринский Николай Михайлович //СЭС. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — с.548.

11.Л. Макарова. «Я люблю Вятку…» [О Н.М. Каринском]. — По ленинскому пути. Газета Кировского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, 1988, 31 мая.

12.Р. Шиляева. Помошник архивариуса. [О Н.М. Каринском]. — Кировская правда, 27 сентября 1989.

13.Каринский Николай Михайлович // Сотрудники Российской Национальной библиотеки. Деятели науки и культуры.Т.1.— СПб., 1995, с.246 —248.

 

Владимир Михайлович Каринский (1874 – после 1929).

Основные сочинения:

1.      Логика: Лекции, читанные в 1909/10 учебном году. — С.-Пб., 1909.

2.      Умозрительное знание в философской системе Лейбница. — С.-Пб., 1912.

3.      Ощущение как исходный пункт познания внешней реальности.// Наук. зап. н.-д. каф. ист. европ. культуры. Вип. 1. — Харькив, 1927.

4.      Закон обусловленности распорядка ощущений на плоскости распорядком раздражений и его основная граница.// Наук. Зап. Н.-д. каф. Ист. европ. Культуры. Вип. 3. — Харькив, 1929.

О нём:

1.      Императорская Публичная Библиотека за сто лет, 1814-1914. — С.-Пб., 1914, с. 475.

2.      Наука и научные работники СССР. Ч.6. Научные работники без Москвы и Ленинграда. — Л., 1928.

3.      Сухарев Ю.Н. Русская философия: философия как специальность в России. Вып. 1. — М., 1992.

4.      Каринский Владимир Михайлович // Сотрудники Российской Национальной библиотеки. Деятели науки и культуры.Т.1.— СПб., 1995.

 

Нина Михайловна Луппова (в девичестве Каринская) (1878–1957)

Луппова Н.М. Воспоминания. Детство. Средняя школа. — 260 м./п.с. (Неопубликовано).



[1] После скоропостижной смерти В.А. Питиримова в возрасте 42 лет, с целью обеспечения осиротевшей многодетной семьи, Вятский Епархиальный архиерей по тогдашнему обычаю «зачислил» место дьячка за будущим мужем старшей дочери умершего, но Надежда 22 лет не пожелала идти замуж, дав обет безбрачия, на замужество согласилась её девятнадцатилетняя сестра Мария, выйдя за восемнадцатилетнего семинариста Николая Луппова в октябре 1862 г.

[2] П.Н. Луппов руководил отрядом земских статистиков в Сарапульском уезде вятской губернии по переписи крестьян.

[3] Ключевский В. О. Отзыв о новой книге [ О кн. П.Н. Луппова Христианство у вотяков … до ХIХ века. — СПб., 1899] // Вятские епархиальные ведомости, 1900, № 18, с. 877–883.

[4] В кн.: Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков), обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892-1896). Ижевск, 1925.

[5] Очерк истории вотяков.// Вятский край, 1895; северные удмурты в конце XVII века. (Опыт изучения переписной книги 1678 года). — Вятка, 1934.

[6] Вятский край 50 лет тому назад. // Вятская жизнь, 1923, № 1, с. 51-60;  Исторический очерк Вятского края. – Вятка, 1930;  Истории города Вятки. — Киров, 1958.

[7] “Политическая ссылка в Вятский край”. — М., 1933;  Ссылка В.Г. Короленко в вятский край. — Ижевск, 1925; М.Е. Салтыков-Щедрин в вятской ссылке. (1847-1855).// Кировская правда, 1939, 15 мая.

[8] Церковные школы Российской империи в 1897 г. (Статистический очерк.) — СПб., 1899; К истории начальной школы в России в Х1Х веке. —  СПб., 1908.

[9] А.Н. Луппов. Е.В. Гогель: К 140-летию библиотеки им. А.И. Герцена. [Кировская областная библиотека им. А.И. Герцена. Кировское отделение ВОК]. — Киров, 1977. —  С. 3.

[10] Рукопись хранится в краеведческом отделе Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена.

[11] «Явление и действительность».// Православное обозрение, 1878, Т. 1

[12] Луппова Н.М. Воспоминания. Детство. Средняя школа. — 260 м./п.с. (Неопубликовано). —  С. 3.

[13] Скоропостижно скончавшийся Виктор Васильевич Зотиков (прадед С.П. Луппова) был сыном вятского священника Василия Зотикова (прапрадед С.П. Луппова).

[14] Институт Корпуса инженеров путей сообщения, ныне Петербургский государственный университет путей сообщения был основан манифестом императора Александра в 1809 году, будущие инженеры широкого профиля писали и защищали пять дипломных проектов по архитектуре, мостам, водным путям сообщения, железным дорогам и по практической механике. Выпускники этого института Мельников П.П. и Крафт Н.О. с 1842 по 1851 год успешно руководили всем комплексом строительства первой магистрали Москва-Санкт-Петербург.

 

[15] Луппова Н.М. Воспоминания. Детство. Средняя школа. — 260 м./п.с. (Неопубликовано). — С. 10.

[16] Н.М. Каринский  награжден орденами: Св. Станислава II степени (1912), Св. Станислава III-й степени (1904), Св. Анны II степени (1912), Св. Анны IIIстепени (1906), Владимира IV степени (1906).

[17] Каринский Н.М. Письмо Остомирова Евангелия: (Палеогр. очерк).// Сб. /РПБ. Т.1, вып. 1. — Пг.,1920.

[18] Каринский Н.М. Образцы глаголицы. — СПб., 1908;  Хрестоматия по древне-церковно-славянскому и русскому языкам. 1. Древнейшие памятники. — СПб., 1904 (переиздана: СПб., 1911);  Славянская палеография. – Пг., 1915.

[19] Каринский Н.М. Историческая хрестоматия по древне-церковно-славянскому и русскому языкам. Для старших и средних учебных заведений. / С приложением словарей, 2-х снимков с славянских азбук и 4-х снимков с древних рукописей. — Пг., 1914.

[20] Каринский В. М. —потомственный дворянин, имел чин статского советника, награжден орденами Св. Владимира III степени и Св. Анны III степени.

[21] Каринский В. М. Ощущение как исходный пункт проблемы внешней реальности.// Наук. зап. н.-д. каф. ист. европ. культуры. Вип. 1. - Харькив, 1927.

[22]Макарова Л. «Я люблю Вятку…» [ О Н.М. Каринском]. – По ленинскому пути. Газета Кировского государственного педагогического института им. В.и. Ленина. 31 мая 1988.

[23] Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, выпускниками которого в 1870-х гг. были двоюродные деды Лупповых - Евгений и Виктор Зотиковы.