Алена Васильева

кандидат искусствоведения,

член Международной ассоциации искусствоведов и критиков (АIS),

доцент кафедры рисунка Российского государственного

 педагогического университета имени А.И. Герцена

Альфия Подзорова,

искусствовед

 

ЛЮБИМЫЕ ЗВЕРИ И ПТИЦЫ ТАТЬЯНЫ КАПУСТИНОЙ: ТЕПЛО ПРИТЯГАТЕЛЬНОЙ КРАСОТЫ

 

Опубликовано в: Современный художник: журнал. —СПб.-Пекин, 2014. — № 1. Апрель. — С. 48-55.

 

1935 родилась в Ленинграде

1941 эвакуирована из осажденного немецкими войсками Ленинграда

1955 с серебряной медалью окончила Среднюю художественную школу имени Бориса Владимировича Иогансона при Академии художеств СССР

1961 окончилаграфический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина

2013 за личные заслуги и создание высокопрофессиональных произведенийвыдвинута Санкт-Петербургским отделением Союза художников на звание «Заслуженный художник Российской Федерации»

С 1959 работает художником-иллюстратором в крупнейших издательствах России и Украины

С 1971 участник ленинградских (санкт-петербургских), всероссийских и международных выставок

 

 

«… Всё счастье, вся красота и добро на земле

зависят от нашего любовного внимания к каждому» 

Михаил Пришвин

 

Русская культура имеет глубокие и давние традиции любования и воспевания мира живой природы. Особое теплое чувство осеняет изображения животных и птиц в народном искусстве, убранстве деревянных домов и домашней утвари, резном декоре православных храмов (Церковь Покрова на Нерли и Дмитровский собор во Владимире, XII век), книжной анималистической иллюстрации и анималистической скульптуре ХIХ–ХХ веков (можно вспомнить знаменитые конные скульптурные группы Петра Карловича Клодта /1805–1867/ и пронизанные добрым юмором иллюстрации к басням Ивана Андреевича Крылова, выполненные Валентином Александровичем Серовым /1865–1911/ — льстивую плутовку-лису, увещевающую ворону, что «сыр во рту держала»; нескладный квартет музыкантов, в котором играют «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка»). Философское осмысление и любовное описание поэтических картин природы запечатлено в произведениях великих русских писателей Льва Николаевича Толстого (1829–1910), Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883), Антона Павловича Чехова (1860–1904), а целая плеяда писателей-природолюбов, проницательных знатоков природы посвятила свое творчество изображению жизни зверей и птиц: Борис Степанович Житков (1882-1938), Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892–1975), Виталий Валентинович Бианки (1894–1959), Николай Иванович Сладков (1920–1996), Святослав Владимирович Сахарнов (1923–2010), Игорь Иванович Акимушкин (1929–1993). Преклонение перед силой и красотой живой природы, источника всего живого, отображение образов и «души» ее обитателей стало лейтмотивом искусства русских художников-анималистов ХХ века.

 

Среди петербургских художников-графиков особое место занимает Татьяна Парфильевна Капустина (р. 1935) — выдающийся художник-анималист, иллюстратор детской книги, акварелист, мастер эстампа.

Татьяна Парфильевна относится к тем счастливым людям, кто сумел еще в детские годы распознать свое призвание и посвятить любимому делу всю свою жизнь. Любовь Катустиной — птицы и звери, рыбы и насекомые — все, кто бегают, плавают, ползают и летают, а страсть — путешествия.

Когда десятилетнюю художницу подруга спросила: «Ты кого больше любишь?», Таня ни секунды немедля ответила: «Лошадей и собак». Подруга удивилась: «Да? А я – маму и папу!». Рассказывая об этом шесть десятков лет спустя, художница вспоминает, как покраснела тогда, поняв, что невольно обидела самых родных и любимых людей, но высказанная детским искренним сердцем любовь к «братьям меньшим» оказалась клятвой на всю жизнь. Лошади — орловские рысаки, владимирские тяжеловозы — любимые герои многочисленных натурных зарисовок, за которыми художница отправлялась на лучшие конные заводы России, а собаки лайки — призеры всероссийских выставок охотничьих собак — живут в доме художницы, становясь персонажами ее произведений. Татьяна Парфильевна — профессиональный эксперт по полевым испытаниям охотничьих собак, на протяжении полувека состоит во Всероссийском Обществе охотников, что позволяет ей «охотиться с кистью в руках», собирая сюжеты охоты «в полевых условиях». Влезть на сосну, чтобы зарисовать белку, насыпать в лесной чаще сухарей с вареньем, чтобы увидеть медведя, а потом бежать стремглав, заслышав приближающейся треск сучьев и рычание — с неизменным юмором вспоминает свои юношеские эксперименты художница.

Легкой на подъем художнице не составляло труда нераздумывая отправиться с рюкзаком и папкой в любой самый далекий край. Начало путешествиям было положено еще во время учебы в легендарной Средней художественной школе при Академии художеств СССР (1947–1955; Курская область; поселок Юкки по Ленинградом) и пленэрных практик в годы учебы на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Ефимовича Репина (1955–1961, Златоуст, Брест, Киев). В каких только экспедициях довелось побывать художнице: с археологами в Астраханских степях (1962) и Калмыкии (1963), с зоологами на Памире (1966), с этнографами на Амуре (1983). Руководители экспедиций высоко ценили точные рисунки и чертежи и восхищались творческими работами Капустиной. «А как приятно идти сухой степью, измеряя двухметровой рогулькой километры (для привязки раскопа к пункту, обозначенному на карте) и распугивая ящериц, саранчуков и змей» — вспоминает с улыбкой художница.

Татьяна Капустина объехала всю Россию от Петропавловска-Камчатского (1972) до Пскова (1978) и пол-мира: кочевала по тундре Таймыра с оленеводами (1962), побывала на вулканах Камчатки и Командорских островах (1972), в знаменитых заповедниках Аскания-Нова (1973) и Бухарском (1980), во льдах Антарктиды (1999) и дважды в Арктике (1969 и 1979). Все эти географические названия в жизни Татьяны Капустиной не просто точки на карте мира. Папки с рисунками, привезённые из путешествий, впечатления и зрительные образы, которые откладываются в памяти художника при рисовании с натуры — самый ценный багаж, с которым она возвращалась домой. Путешествия для неё не развлечение и не отдых, а всегда упорная работа и рисование: везде и всюду она пишет этюды, изучает и делает зарисовки и наброски своих любимых зверей.

Рисование в натуры — творческое кредо художницы: оттого в ее работах достоверность облика животного, запечатление характерной пластики движений и любопытных поведенческих манер сочетается с непосредственностью живой натурной зарисовки, «на лету схваченных» впечатлений. Вообще рисовать животных непросто — ведь эти подвижные словно ртуть существа, в отличие от человека, совершенно не приспособлены позировать. По образному выражению художника-анималиста Ивана Семеновича Ефимова (1878–1959), процесс рисования движущегося зверя напоминает «скоростной спуск с горы» — и в том, и в другом случае все «решают доли секунды». Поэтому так важно для художника-анималиста в течение длительного времени наблюдать животное, многократно зарисовывать в смене различных движений и поз, постигая, как меняется его пластика в поворотах, беге и прыжке, вглядываться в физиономию зверя, рассматривать его черты, строение лап или крыльев, чтобы иметь возможность двумя-тремя точными штрихами запечатлеть самое характерное с отменным портретным сходством. Это живое и непосредственное общение с природой и ее живым «населением» с карандашом в руках стало для Капустиной образом жизни — смыслом и целью ее лесных и охотничьих походов, далеких и близких странствий.

Незабываемые страницы творчества Татьяны Капустиной связаны с полугодовым плаванием на двухпалубном круизном судне, названном в честь знаменитой советской актрисы и певицы «Любовь Орлова» (октябрь 1999 – февраль 2000). Долгое и далекое плавание началось на юге России — в Цемесской бухте Чёрного моря, проплыв через Средиземное море, судно пересекло Атлантический океан, и прошло вдоль берегов Южной Америки к острову Огненная Земля. Кульминацией путешествия стал переход через Южный полярный круг и плавание в полярном регионе — у самой Антарктиды. Художница вместе с другими путешественниками заворожено наблюдала фантастический пейзаж и его жителей: возвышающиеся над холодной водой огромные ледяные айсберги, тысячные колонии буревестников — «птичьи базары» на скалистых берегах, дрейфующих на льдинах словно на плотах семейств пингвинов, прекрасных касаток. Все это можно было увидеть не только с борта теплохода: путешественники отправлялись на прогулки на небольших лодках между айсбергами и спускались на «берег» для визита в птичьи колонии и наблюдения тюленей и пингвинов, греющихся на «летнем» антарктическом солнце, когда любопытные пингвины безбоязненно подходили к людям. На судне художница чувствовала себя как в своей мастерской — ведь стены кают-компаний, ресторанов и холлов украшали выполненные ею акварели («Освоение Запада», «Сплав по горной реке», «Экспедиция в Африку» и др. все 1999).Можно сказать, что теплоход являлся «плавучей выставкой» произведений Татьяны Капустиной. Во время путешествия художница неутомимо работала: в каюте перед иллюминатором специально для неё матрос смастерил небольшой стол для рисования. Из иллюминатора писала она этюды проплывающих айсбергов и рисовала по свежим впечатлениям после прогулок и наблюдений. Результатом круиза стала коллекция из восьми десятков листов, посвященных увиденному ею невиданному доселе миру («Остров Трини Ки. Аргентинская станция» и др.), жизни его обитателей и гостей-туристов: пингвинов, наблюдающих за людьми («Бухта Янки. Туристы», «Острова Айто», 1999-2000), и со свойственной самоиронией саму себя за рисованием в окружении туземцев («Где-то под Кааба Верде», 2000) во время купания «Остров Вознесения. Купание Тани и Дии» 2000).

За наблюдениями животных в их естественной среде обитания, с близкого расстояния на фоне ландшафта Татьяна Капустина отправлялась в природные заповедники. В Аскании-Нова Капустиной удалось вблизи наблюдать и запечатлеть в рисунках диких животных и птиц: «Антилопа Гну», «Бизониха», «Зубр», «Козерог», «Золотой фазан», «Журавли» (все 1973). В Бухарском заповеднике в Таджикистане (1980) Капустина располагалась на пастбище на складном стульчике прямо рядом с крупными домашними животными и с упоением рисовала яков и овец. При этом, правда, вспоминает Татьяна Порфирьевна, не было гарантии того, что какой-нибудь любознательный якчонок не уткнется влажным носом в свежий рисунок и не вздумает его пожевать. На Командорских островах художница рисовала в дощатом коридоре, сооруженном на столбах двухметровой высоты над лежбищем морских котиков, наблюдая сквозь щели досок жизнь мощных секачей, их подруг и беспокойного молодняка: «Лежбище котиков», «Секачи», «Спящие котики» (все 1972).

Не пугают, а наоборот вдохновляют Татьяну Капуснину природные стихии, воспринимаемые ею как жизнь огромного природного организма,  проявление природной энергии и силы. Когда в 1966 году во время ее поездки в Среднюю Азию произошло катастрофическое землетрясение, полностью разрушившее столицу Узбекистана Ташкент, художница с командой зоологов счастью находилась в 500 километрах от эпицентра землетрясения, но ей удалось запечатлеть это состояние природы. После рисования морских котиков на Командорских островах Татьяна Парфильевна решительно отправилась за 700 километров в Петропавловск-Камчатский, чтобы в институте Вулканической Геологии и Геохимии Российской академии наук испросить разрешение «посмотреть» вулканы. Энтузиазм художницы поддержал вулканолог и директор института Борис Владимирович Иванов (р. 1935), предоставив Капустиной возможность полетов на вертолёте над действующими камчатскими вулканами, благодаря чему появились работы: «Ключевская сопка после извержения», «Застывшая лава», «Вулкан», «Вертолет» (все 1972).

В каждой местности, где ей доводится побывать, художницу привлекает народный быт и колоритные местные жители: в Таджикистане написаны «Кишлак на Памире», «Памирский дом», «В юрте», «Дойка овец» «Памирские девочки» (все 1966), на Таймыре «Оленеводы», «Выделка шкуры», «Строится чум» (1969), а во время путешествия по Амуру серия портретов: мудрая «Дявгада Пумпа и правнук Витя», заботливая  «Мать-героиня Т.И. Карикмасова. С. Ухта», проницательный «Член Союза художников СССР Очу Росугбу. С. Булава. Амур» (все 1983). В работе «Строят чум. Таймыр» (1969) чувствуется настроение суровой погоды тундры, порывы пронизывающего ветра, под которым хозяйка чума с двумя маленькими дочерьми устраивают своё скромное жилище — потому так сопереживаешь семье оленеводов и их верной собаке, терпеливо сторожащей сани с нехитрым скарбом. Неизменно привозит художница из поездок портреты окружающих ее сильных и смелых людей, посвятивших свою жизнь изучению и органе природы, с кем делила радости и трудности дней экспедиций: «Василий Андреевич. Шофёр экспедиции» (1962), «Валентин-художник» (1963), «Альберт–антрополог» (1971), «Рабочий вулканической станции Ключевская Андрей» (1972), «Собиратель и хранитель богородского народного музея П.В. Лонки. Амур» (1983).

Многие работы с натуры, привезенные из всех этих путешествий и экспедиций, художница экспонировала на выставках как самостоятельные произведения, другие послужили натурным материалом для автолитографий: «В заповеднике Аскания-Нова» (1978), «Лайка сибирская» (1981), «Олененок» (1982), «В заповеднике. Кулан и зебра» (1976), «Лемуры» (1987) и многие другие. Следуя традиции ленинградской школы графики, художница выполняет литографии сама, рисуя непосредственно на камне, поэтому ее работы являются автолитографиями. Рисование животного прямо на литографском камне позволяет художнице минимальными средствами — богатством фактуры и разнообразием штриха и тона — достичь художественной выразительности и живописности: пушистая фактура шерсти передается тоном, штрихами карандаша и зернистой фактурой камня, со усилением густоты тона на покрытых тонким подшерстком частях тела зверька — на лапах, мордочке, кончиках ушей («Зайцы», 1976).

Главным призванием Татьяны Капустиной, позволившим ей донести свою любовь к природе и животных до миллионов зрителей, стало иллюстрирование книг для детей. Середина ХХ века была эпохой расцвета детской книги и литературы о природе — лиричной, гуманистической и патриотичной. В это время в СССР впервые в мире были основаны государственные издательства — «Детгизы», специализирующиеся на выпуске книг для детей — в Москве, Ленинграде, Киеве. Еще до окончания института молодая художница стала кадровым сотрудником киевского «Детгиза», где проработала десятки лет, и вплоть до 1980-х годов там не было другого первоклассного специалиста по изображению зверей и птиц, кроме Капустиной (первая изданная книга с иллюстрациями Капустиной «Белолобый» Антона Павловича Чехова, была издана в этом издательстве в 1959). С 1964 года Татьяна Порфирьевна начинает иллюстрировать детские книжки в ленинградском «Детгизе», попав в легендарный коллектив графиков — мэтров отечественной иллюстрации, который возглавлял Владимр Васильевич Лебедев (1881–1891), и где трудились Валентин Иванович Курдов (1905–1989) и Евгений Иванович Чарушин (1901–1965). Работала она и в других крупнейших издательствах — «Малыш», «Художник РСФСР», по сей день создает иллюстрации для всероссийского детского журнала «Костёр». На сегодняшний день Татьяна Порфирьевна оформила 136 книг для детей, которые в своё время выпускались миллионными тиражами. Каждая из этих книг, наполненная рукотворными иллюстрациями, излучающими тепло души художницы, является в эпоху фотомонтажа и компьютерной графики настоящей сокровищницей.

Книгу «Про птиц» (Москва, 1985) детского писателя Геннадия Яковлевича Снегирёва (1933–2004) с нарисованными акварелью иллюстрациями Капустиной не хочется выпускать из рук. С обложки на читателя «глядит» огромными глазищами филин, который кажется вот-вот расправит крылья и улетит. В контраст на следующем развороте на ветке весело щебечут шесть синиц — все они разные, каждая со своим характером. Виртуозное изображение птиц сочетается с ее мастерским владением Капустиной техникой акварели. Краска из-под её кисти то мягко расплывается, то имеет чёткий контур; яркий цвет вплавляется в другой, сохраняя при этом свою свежесть. Живописными мазками передана фактура оперения птиц, их важный, веселый, деловитый или легкомысленный нрав, напоенный ароматами лес. Читатель и зритель увидят красавца-дятла, долбящего старое дерево, «подслушает» вороний диалог и дележку добычи, узнают о глухаре и сороке, о сыче и ястребе, о кедровке и сойке, сове и дрозде, рассматривая их изображения в лесной среде. На страницах книги раскрывается чудесный мир птиц, неведомый современному горожанину, но так тонко и чутко подмеченный и рассказанный натуралистом Геннадием Снегирёвым, и воплощенный в иллюстрациях Татьяны Капустиной.

Свободная композиция, виртуозное изображение животных и птиц — за этим кажущимся легким рисованием лежит многолетнее любовное и внимательное наблюдение и рисование обитателей полей и лесов, тундры и тайги, рек и морей, гор и пустынь, добрый юмор и воображение. Поэтому все звери на листах Капустиной получаются живыми, характерными, находящимися в пластичных и естественных позах, подчас мимолётных. Образ зверя у художницы всегда точный, не сухо-документальный, а авторский, художественный, порой условный, но в то же время реалистический. А потому так веришь в изображённую художником ситуацию и сомнения не возникает в её достоверности.

Работам Капустиной с натуры свойственны непосредственность и свежесть, поиск движения зверя или птицы, передача его эмоционального состояния. В литографиях изображение животного максимально приближено к зрителю и зачастую занимает весь лист, здесь большую роль играет зрительная память и работа её воображения, которая отражается в композиции листа или разворота. Композиция иллюстраций максимально разнообразна, часто располагается на обеих страницах разворота и органично связаны с текстом. Характерный прием — изображение своего рода «жанровых сцен» общения животных друг с другом: разнеженной игрой с малышом мамы-рыси «Рысь с рысенком» (1977), храбро лающего на огромного кабана крохотного бульдога («Булька» Льва Толстого, Ленинград, 1978), маленькая синица заботливо кормит широко распахнувшего клюв «приёмного» сына-кукушонка, который раза в три больше кормилицы («Кукушонок», 1992). Художница словно приглашает зрителя понаблюдать трогательные или опасные сцены из жизни зверей и птиц незаметно от него, со стороны.

Художница предпочитает изображать своих героев в окружении природы, в которой они существуют. Природная среда может быть декоративным фоном и тогда художница передает акварельными заливками его вибрацию или применяет найденный ею прием отпечатывания акварелью или литографской краской натуральных листочков разных деревьев («Лайчонок и Воробей», 1976; «Цыплята», 1992; «Совёнок», 2012). Этот способ оттиска живых листочков даёт природную фактуру и привносит узнаваемую изюминку в произведения художницы. Более детализированный пейзаж создает эмоциональную атмосферу сюжета: проливного осеннего дождя («Кот-ворюга» Константина Паустовского; Киев, 1981) или колючего мороза («Теплый хлеб» Константина Паустовского; Ленинград, 1985).

В изображениях обитателях полей и лесов, тундры и тайги, рек и морей, гор и пустынь мастерски передана осязаемостьтепла и мягкости пушистого меха, упругой шерсти, колючей щетины, гладкости кожи и холодка чешуи. Особенность «капустинских» иллюстраций — в тонкой психологической и эмоциональной характеристике каждого живого персонажа книги. Часто художница создает и своеобразные «лица-портреты» животных и пернатых.

Годы наблюдений за повадками животных позволяют художнице вживаться в образ разных существ: эмоционально рассказывая о своих любимцах, художница может артистически-точным жестом изобразить вкрадчивую поступь тигра или какое движение примут лапы щенка, скрутившегося волчком в желании поймать кончик своего хвоста.

Дарование Капустиной заключается в невероятной силе любви к природе, которую она вкладывает в свою творческую деятельность. Рассматривая её станковые работы на выставках, разглядывая иллюстрации в книжках, ощущаешь как работы художницы излучают любовь и перед нами  открывается светлый мир души Татьяны Порфирьевны. Она искренне и щедро делится своими впечатлениями от путешествий, пробуждает в юных читателях и их родителях чувство заботы о близких, желание быть внимательным к братьям нашим меньшим и к окружающему миру.

Ценность её творчества в том, что она ни разу за более чем пятьдесят лет творческой деятельности не изменила своим художественным принципам, не попала под влияние модных тенденций и новых возможностей в современном искусстве и книгоиздании, сформировав свой узнаваемый «капустинский» стиль, находящийся в русле русского реалистического искусства и традиции ленинградской книжной и станковой графики.

Работы Татьяны Капустиной — будь то акварельные этюды с натуры, станковые листы или литографии, иллюстрации или зарисовки — проникнуты личностным взглядом, наблюдательным, влюблено-восхищенным и по-матерински теплым, с добрым юмором и заботой о вечной и вместе с тем хрупкой красоте всего живого. В этом переживании жизни живого существа и вживании в его образ запечатлевается то присущее Капустиной как истинному поклоннику природы духовное ощущение высоких гуманных целей искусства художника-анималиста. Дарить тепло своего сердца другим, оберегать своих близких и окружающих людей, беречь животных, весь живой природный мир — как никогда остро стоит сегодня эта задача перед каждым из нас, что бы грядущие поколения смогли увидеть все многоликое многообразие живого мира природы не только на картинках.

 

Альфия Подзорова,

искусствовед,

Алена Васильева

кандидат искусствоведения,

член Международной ассоциации искусствоведов и критиков (АIS),

доцент кафедры рисунка Российского государственного

 педагогического университета имени А.И. Герцена